Если ваш ребенок испытывает трудности в речевом развитии, необходимо ему помочь их преодолеть. В первую очередь работа с малышами предполагает:
1. Наличие у ребенка потребности говорить. Необходимо создать такие условия, в которых у ребенка появится желание произносить одни и те же звуки неоднократно.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Ребенок не станет повторять за взрослым, если не налажен эмоциональный контакт. Для нормального речевого развития малыша общение должно быть: значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и обязательно побуждать к ответу.
Особая роль здесь отводится эмоциональным играм, в которых инициативу берет на себя взрослый. Проведение таких игр требует соблюдения нескольких условий:
• взрослый должен проявлять большую заинтересованность в игре
• активно взаимодействовать с ребенком
• сопровождать игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры.
Это простые, хорошо знакомые игры, которые помогут установить эмоциональный контакт и настроить на общение («Лови мячик», «Дай ручку», «Киса, киса, брысь!»). В них от ребенка не требуется речевой активности и не вызывают у малыша негативную реакцию. При этом речь должна быть эмоциональной, четкой и немногословной.
3. Развитие общего подражания обязательно должно предшествовать речевому. Значение создания потребности подражать речи в качестве важнейшего пускового момента в возникновении речи отмечается всеми специалистами, занимающимися с задержанными в речевом отношении детьми. Только на сформированном общем подражании движениям и действиям начинается собственно речь ребенка. Последовательность развития общего подражания от простых движений к сложным: начинают с отдельных простых, а затем и нескольких движений (например, игра-стишок «Мишка-косолапый»). Следующим этапом учат выполнять действия с предметами и игрушками (можно с собственными пальцами. Например, игра «Сорока-ворона кашку варила»).
4. Развитие слухового восприятия нужно развивать с первых дней жизни. Родителям важно научить детей слушать. Для этого желательна следующая последовательность: сначала пробуждение интереса к звукам окружающего мира (шуршание листьев, шум дождя, лай собаки, потом подключаются звуки, исходящие от предметов и материалов (тиканье часов, звон стекла, скрип двери, «домашние» звуки (холодильника, телефона, транспортные звуки (сигналы машин: гул самолетов, скрип тормозов, звуки детских музыкальных игрушек и инструментов. Очень важно учить различать неречевые звуки (бубен, барабан или погремушка; шуршит бумага или журчит вода и т. д.); громкие и тихие, разные по силе и высоте звуки; развивать умение определять источник звука, улавливать ритм и только потом переходить на развитие речевого слуха, постепенно приучая дифференцировать неречевые и речевые звуки, в том числе и звукоподражания.
5. Не обойтись при становлении речи и без развития дыхания, сначала физиологического, а потом речевого. Приступая к развитию физиологического дыхания, подбираются игры на выработку сильного ротового выдоха: малышей учат плавно дуть на бумажных бабочек и вертушки, сдувать осенние листочки, удерживать выдохом кусочки ваты над головой, выдувать через трубочку мыльные пузыри из стакана и даже катать сильной воздушной струей по столу карандаши.
6. Развитие моторики рук. Родителям важно знать, насколько подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт многих поколений, но и многие исследования наших физиологов, доказавших прямое влияние двигательных импульсов от пальцев рук на формирование речевых зон и коры головного мозга в целом. Это определяет некоторую последовательность в развитии движений рук: хватание, соотносящие движения, подражание движениям рук и только потом переход к более тонким движениям кистей и пальцев рук.
7. Подключение упражнений для органов артикуляции, которые активно участвуют в оформлении речи. Цель артикуляционной гимнастики является стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ и языка. На этом этапе не надо добиваться качества выполнения этих упражнений. Чтобы четко понимать содержание работы с безречевым ребенком, родителям нужно четко знать, что: для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две важнейшие способности; способность понимать сказанное и собственно сама способность говорить. Любой сбой в развитии этих основных речевых функций неминуемо влечет за собой задержку речи.
Ключевым моментом системы «запуска» речи можно рассматривать одновременное воздействие на процессы совершенствования как понимания речи, так и формирования собственной речи ребенка.
Для стимулирования появления речи именно родительская активность становится незаменимой помощью логопеда. На этом этапе важнейшим фактором становится правильное поведение в отношении ребенка:
а) создание речевой среды, предполагающей постоянный разговор с ребенком, многократное проговаривание всех бытовых ситуаций. Это касается одевания, раздевания, прогулки, завтрака, обеда, приготовления еды и т. д. ВАЖНО говорить в замедленном темпе, не спеша, чтобы ребенок мог не только услышать, но и осознать говоримые ему слова, а также увидеть движения органов артикуляции взрослого при говорении.
б) накопление пассивного словаря. Родителям важно взять за правило комментировать всё, что вы делаете, а некоторые слова произносить и по несколько раз. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы.
в) основной «пусковой» момент появления речи – общение. Важно постепенно приучить всех, кто близко общается с ребенком, использовать любую ситуацию для общения с ним. Со стороны всех близких в семье должен быть единый подход. Нельзя подавлять речевую, игровую инициативу ребенка. Родители должны стараться любыми обстоятельствами «спровоцировать» малыша на ответ, поощрять любую речевую реакцию. Задавайте ребёнку такие вопросы, на которые обязательно должен следовать его ответ. Прикиньтесь, что вы будто бы не расслышали, провоцируя его таким образом Вам ответить. При этом, спрашивая о чём-либо своего ребёнка, повернитесь к нему лицом и чётко артикулируйте те слова, которые Вы хотите услышать в ответ. (Например, Ваня, ты будешь есть кашу или суп?). Если ребенок не ответит, повторите вопрос, но уже в сокращенном варианте: «Кашу или суп?» «Суп? «Нет? Кашу?» (Ваша артикуляция (движение губ при произнесении слов) четкая и плавная). Очень важным является развитие мелкой моторики пальцев ребёнка. Когда Вы заняты приготовлением пищи на кухне, посадите ребёнка за стол, дайте ему какую-либо небьющуюся тару, в которой смешано 2-3 вида круп. Например, горох и фасоль, фасоль и гречка, крупные макароны, фасоль и перловка и т.д. Предложите ему поиграть в игру про Золушку. Просто нужно разделить перемешанные крупы по отдельности. Также не спешите застегивать за малыша пуговицы, крючки и молнии на его одежде. Выделите время в выходной день, когда не нужно спешить в детский сад и на работу и попросите его самостоятельно одеться и застегнуть все пуговицы, молнии, крючки, застёжки и шнурочки самостоятельно. Сначала Вы ему показываете, как это делается, затем помогаете, потом просто наблюдаете за его действиями. Важно проявить заинтересованность в этом действии. Постойте рядом, посмотрите, как он это делает, поощряйте похвалой, подбадривайте словами. Не уходите, не отворачивайтесь, будьте с ребенком рядом во время этого процесса. Ему важно видеть Вашу заинтересованность в происходящем. Как можно чаще читайте ему сказки, детские стихи, не забывая при этом про эмоциональность чтения. Это также стимулирует речь ребенка.
Таким образом, вы, родители, поможете своим неговорящим детям в развитии коммуникативной функции речи.
Желаем вам успехов!
Учитель-дефектолог Ремитёнок Татьяна Константиновна