Сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике

Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей  используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.
«Карлсон, который живет на крыше» (постановка звука [р])Высоко на крыше живет Карлсон.Дети тянутся кончиком языка к носу.Он веселый, толстый.Улыбаются, надувают щеки.Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.Выполняют упражнения «Качели», «Часики».Потом он умывается.Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.Наводит чистоту в своем доме на крыше.Имитируют чистку верхних и нижних зубов.Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».После завтрака Карлсон заводит моторчик.«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.Он сломался — не заводится.«Смазывают» моторчик мёдом.Поглаживание язычка губами.Проверяет, крепкий ли мотор.Выполняют упражнение «Грибок».Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)
«Буратино»(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)Жил-был в домике папа Карло.Дети открывают рот.Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.Надувают щеки.Постучал топором, пожужжал пилой.Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.Получился мальчик веселый, с длинным носом.Улыбаются, имитируют движения иглой.Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.Выполняют упражнение «Часики».Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.Выполняют упражнение «Медленная лошадка».Стало ему скучно. Начал он бегать.Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.Выполняют упражнение «Заборчик».В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.Покусывают кончик языка.Буратино плачет, просит прощения.Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.Крыса сердится.Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.Буратино ее передразнивает.Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».Крыса показала ему свои острые зубы.Выполняют упражнения «Забор».Буратино задрожал и больше крысу не обижал.Произносят: др-р-р-р.
«Муха-цокотуха»Муха, Муха-Цокотуха,Позолоченное брюхо.Муха по полю пошла,Дети выполняют упражнение «Лошадка».Муха денежку нашла.Выполняют упражнение «Грибок».Пошла Муха на базарВыполняют упражнение «Лошадка».И купила самовар.Надувают щеки.«Приходите, тараканы,Я вас чаем угощу».Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».Тараканы прибегали,Все стаканы выпивали.Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.Приходила к Мухе бабушка-пчела,Выполняют упражнение «Лошадка».Мухе-цокотухе меду принесла.Выполняют упражнение «Чашечка».Бабочка-красавица, кушайте варенье,Или вам не нравится наше угощенье?Выполняют упражнение «Вкусное варенье».Вдруг какой-то старичок- паучокНадувают щеки.Нашу Муху в уголок поволок.Выполняют упражнение «Часики».Хочет бедную убить,Покусывают кончик языка.Цокотуху погубить.Выполняют упражнение «Грибок».Вдруг откуда-то летитМаленький комарик, А в руке его горит Маленький фонарик.Произносят: з-з-з.«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»Произносят: ц-ц-ц.Подлетает к пауку,Шпагу вынимает И ему на всем скаку голову срубает.Произносят: з-з-з. Муху за руку берётПроизносят: ш-ш-ш.И к окошечку ведет.Прижимают широкий язык к верхним зубам.Я злодея погубил, Я тебя освободил. И теперь, душа-девица,На тебе хочу жениться».Произносят: з-з-з. 
Сказка о Весёлом ЯзычкеЖил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).(Дети  улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка».)Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели».) И он так же покачался.Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.Язычок пошел гулять,По ступенькам шагать.Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там… Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом  Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла…»Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение  «Барабанщик».)Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!Ну и лошадка! Шёрстка гладка,Чисто умыта С головы до копыта. Травки поела —И снова за дело.(После каждой строчки дети «цокают».)Вот какаясказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.
Придумайте новую сказку про то, что случилось дальше с Весёлым Язычком!

Учитель-дефектолог Ремитенок Т.К.

Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам максимально удобные возможности использования нашего веб-сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.
Принять
Отклонить
Политика конфиденциальности