Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышление и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Всё это делает игры важным средством сознания направленности ребенка, который начинает складываться в дошкольном детстве.
Я и опасные предметы
«Найди опасные предметы» (младший дошкольный возраст)
Цель: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с ним.
Оборудование: нож, ножницы, иголка, утюг.
В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:
– все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место; – нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
– ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд;
– нельзя трогать стиральные порошки, средство для мытья посуды, соду, хлорку;
– опасно одному выходить на балкон.
Прогулка-обследование «Внимание – опасность!»
Цель: научить находить во время прогулки по территории детского сада опасные места и предметы; разъяснять, какую они представляют опасность и как ее избежать.
Материалы и оборудование: красные ленточки для пометки опасных мест.
«Опасно – не опасно» (младший дошкольный возраст)
Цели: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья; учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных предметов.
Педагог предлагает выбрать карточку, назвать изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
Я и улица
«Наша улица, или Светофор» (младший дошкольный возраст) Цели: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар, деревья, дома; вспомнить ПДД.
Детей учат не спешить, переходя дорогу, быть внимательным, знать и находить место пешеходного перехода, понимать сигналы светофора, дорожные знаки.
«Собери машинку по частям» (младший дошкольный возраст)
Цели: учить подбирать соответствующие основные части к грузовой машине и автобусу, воспитывать внимание.
Материалы и оборудование: плоскостное изображение основных частей легковой и грузовой машин, автобуса (кузов, кабина, колеса, руль), а также предметные картинки с изображением транспорта, разрезанные на 3-4 части. «Расскажи, что не так» (младший дошкольный возраст)
Цель: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Материалы: карточки с дорожными ситуациями.
Дети по сюжетной картинке рассказывают, что дети делают неправильно.
« Автобус» (младший дошкольный возраст)
Цели: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.
Оборудование: маленькие стулья, руль.
С помощью считалочки выбирают водителя. Моделирование ситуаций:
женщина с ребёнком, бабушка, слепой.
« Красный и зеленый»
Цель: научить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Оборудование: два кружка: красный и зеленый, машины-игрушки.
Вначале игра проводится с одним ребенком, затем с подгруппой детей.
Воспитатель берет два кружка – красный и зеленый. Предлагает взять ребенку игрушку-машину и говорит: « Ты , Вова, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я буду показывать зеленый кружок – машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок – машина должна остановиться».
«Птицы и автомобиль»
Цель: учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Дети – птички летают по комнате, взмахивают руками (крыльями). Воспитатель говорит: «Прилетели птички, птички – невелички. Все летали , все летали, крыльями махали. (Дети бегают, плавно взмахивают руками). Так они летали , крыльями махали, на дорожку прилетели, зернышки клевали.(присаживаются, постукивают пальцами по коленям).
Воспитатель берет в руки игрушечный автомобиль и говорит: «Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит. Тра-та-та, берегись, берегись! Тра-та-та, берегись, посторонись!». Дети – птички бегут от автомобиля.
«Переход» (младший дошкольный возраст)
Цель: Закрепление ПДД.
На полу полосками обозначен переход, на светофоре красный свет. Дети стоят у перехода. На светофоре жёлтый свет. На зелёный сигнал дети идут по переходу, сначала смотрят налево, потом направо.
Я и пожарная безопасность.
«Назови картинку» (младший дошкольный возраст)
Цель: учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение.
Оборудование: картинки с изображением ведра, пожарной машины, каски и т.д.
Дети рассматривают предложенную картинку и говорят что это и для чего необходимо.
Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?» (младший дошкольный возраст)
Цель: развивать двигательные умения, закреплять правила пожарной безопасности.
Оборудование: стульчики – на один меньше, чем детей, игрушкаогнетушитель, медаль.
По кругу стоят 5 стульев, на них огнетушители, играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу. С окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому он не достался, выбывает из игры. Кто завладел последним огнетушителем – получает звание «Лучший пожарный» и медаль.
Игра «Костер»
Цель: уточнить порядок действий при пожаре, развивать быстроту реакции детей.
Оборудование: песок, совочки, изображение огня.
Правила игры: дети делятся на 2-3 команды. Нужно носить песок из песочницы маленьким детским совочком или ложкой (не рассыпав на бегу) и тушить костер (сыпать на лист бумаги с изображением костра). Побеждает та команда, которая за одинаковое время принесет к «костру» больше песка, т.е.
лучше «потушит» костер.