—
Методические рекомендации по просвещению законных представителей воспитанников в области административного и уголовного законодательства для использования в профилактической работе.
Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе. Понимая это, педагоги и родители стоят перед решением важнейшей проблемы: как воспитывать современных детей, чтобы они не стали жертвами негативных проявлений современного мира. Поэтому вопрос об обязательном обеспечении интересов и прав детей, создание необходимых условий для их развития и защиты стоит на первом месте.
Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Воспитатели дошкольного образовательного учреждения должны оказывать педагогическую поддержку семье, а педагоги-психологи – психологическую помощь, специалисты и педагоги дошкольного учреждения образования формируют родительскую позицию и оказывают поддержку в осуществлении родительских функций. В разнообразных формах работы с семьей необходимо родителям давать знания правовых документов, проводить профилактические мероприятия по предотвращению жестокого обращения с детьми, разъяснять и демонстрировать педагогически оправданные способы коррекции детского поведения. Педагогам следует учить родителей принимать своего ребенка со всеми его особенностями, правильно общаться с ним.
Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен обладать правовой, психолого-педагогической и методической компетенцией по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми. Продуктивность работы будет зависеть от применяемых активных методов обучения (практикум, решение проблемных ситуаций, дискуссии, мозговой штурм, анализ деятельности и т.д.), индивидуального подхода и др.
Воспитатель, ставящий своей задачей правовое просвещение, прежде всего, должен выступать для родителя определенной моделью уважительного и доброжелательного поведения с ребенком. Родитель, который ежедневно видит воспитателя, реализующего стратегию гуманизма в общении с детьми, скорее всего, лишний раз задумается над необходимостью применения тех или иных агрессивных способов воспитательного воздействия на собственного ребенка. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того окружения, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников образовательного процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет), условия их применения, указываются правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Поэтому учреждение дошкольного образования должно строить свою работу таким образом, чтобы правовая информация не только усваивалась фактически, но и становились нравственной основой общения родителей и детей между собой и с другими людьми.
Роль семьи в воспитании, образовании детей трудно переоценить, семья имеет огромное влияние на развитие личности ребёнка, на формирование у него нравственных начал, характера, умения жить в обществе. Понимая, что частью работы дошкольного учреждения образования является пропаганда правовых знаний среди родителей, педагогический коллектив детского сада должен быть нацелен на сотрудничество с родителями. Педагогический коллектив исходит из того, что именно роль семьи несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, ибо именно в семье формируется и развивается личность ребёнка. Родители также являются участниками образовательного процесса. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Работа с родителями по правовому образованию носит дифференцированный характер. При этом следует соблюдать ряд условий:
— взаимная заинтересованность в партнёрстве педагога и родителей;
— доброжелательность, тактичность в отношениях;
— взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
— учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания и правовых знаний;
— сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
— использование индивидуальных и групповых форм работы по правовому образованию родителей;
— одновременное влияние на родителей и детей;
— обеспечение определённой последовательности в работе с родителями.
Основными формами работы по правовому образованию родителей и
повышению их педагогических и правовых знаний являются:
— знакомство с родителями на первом общем родительском собрании;
— опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка;
— анкетирование и тестирование родителей;
— вечера вопросов и ответов;
— индивидуальные беседы с родителями;
— изучение и ознакомление родителей с основными документами по правам
детей и обязанностям родителей;
— совместные мероприятия с родителями, их участие в выставках рисунков,
лепки;
— использование библиотечки юридической литературы и наглядной
пропаганды;
— изучение памяток для родителей;
— дни открытых дверей;
— круглые столы, лекции, беседы;
— обмен опытом по повышению юридических знаний и правовой культуры.
Примерная тематика мероприятий по просвещению законных представителей воспитанников в области административного и уголовного законодательства: родительское собрание «Актуальные вопросы административного и уголовного законодательства»; консультация «Поощрение и наказание»; тестирование «Дети воспитывают родителей. А родители?» (с анализом результатов); турнир знатоков по правам ребенка (среди родителей); турнир знатоков законодательства (статьи УК РБ, КоАП РБ); выставка работ детского и детско-родительского творчества, информация в родительский уголок «Капризы и упрямство»; памятка «Жестокое обращение с детьми»; информационно-игровое собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?», «О чем поговорить с ребенком», «Как вести себя в магазине»; консультация «Безопасность детей дошкольного возраста»; деловая игра «Правильно ли вы воспитываете своих детей» и др.
В процессе проведения мероприятий по просвещению законных представителей воспитанников в области административного и уголовного законодательства обычно решаются задачи первичной профилактики противоправного поведения. Мероприятия вторичной профилактики включают целенаправленную работу с законными представителями и несовершеннолетними, имеющими индивидуально-личностные особенности, с нарушенными детско-родительскими отношениями, в результате которых несовершеннолетний может совершать противоправные действия.
Еще раз об ответственности родителей за воспитание детей
В последнее время участились случаи совершения правонарушений несовершеннолетними, в том числе и дошкольниками. В связи с этим важно напомнить о том, что ответственность родителей за воспитание и содержание детей закреплена в нормативных правовых актах Республики Беларусь.
Существует административная, уголовная и гражданская ответственность.
Статья 32 Конституции Республики Беларусь:
«Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию».
Статья 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
«Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
Законные представители обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами».
Часть 5 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка»:
«В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь», то есть за совершение ребенком, не достигшим возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления, предусматривается административная ответственность родителей или лиц, их замещающих.
Правонарушение, предусмотренное статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, состоит в бездействии родителей или лиц, их заменяющих, т.е. когда они не выполняют обязанности по воспитанию детей, а именно не заботятся о нравственном, духовном и физическом развитии детей, укреплении их здоровья, создании необходимых условий для своевременного получения образования, успешного обучения и т.д., чем не выполняют требования, закрепленные статьей 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, что повлекло совершение детьми, не достигшими возраста административной либо уголовной ответственности, деяния, содержащего признаки правонарушения либо преступления.
Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, составляются в отношении обоих родителей.
Статьей 17.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища.
В случае неисполнения таковых обязанностей предусмотрена ответственность обоих родителей в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двух базовых величин.
Бесконтрольное времяпровождение детей на улице может привести к совершению правонарушений, а также сами дети могут стать жертвой преступления.
Статьей 17.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность родителей за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ — влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение установлена ст.173 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Так, ч. 1 закреплено, что вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо в систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в бродяжничество или попрошайничество — наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет. Ч.2. — то же действие, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения либо совершенное родителем, педагогическим работником или иным лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, — наказывается лишением свободы на срок от одного года до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
Также нередки случаи травматизма и гибели детей от внешних причин по недосмотру родителей.
Статья 159 Уголовного кодекса Республики Беларусь:
За заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, предусмотрена уголовная ответственность в виде ареста или ограничения свободы на срок до двух лет.
В случае заведомого оставления в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние,— наступает уголовная ответственность в виде ареста на срок до шести месяцев или лишения свободы на срок до трех лет.
Большую обеспокоенность вызывает рост числа преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. К сожалению, часто эти преступления совершают родственники либо знакомые детей. Уголовная ответственность за эти преступления отражена в статьях 166-170 Уголовного кодекса Республики Беларусь).