В дошкольном возрасте капризы и истерики могут быть связаны с неудовлетворением витальных потребностей, например, ребёнок голодный или очень устал. При этом ему сложно сказать об этом, он часто и не понимает причину своего эмоционального переживания. Поэтому важно посочувствовать ребёнку, предположить, чего ему не хватает, предложить, например, отдохнуть или просто отправиться вместе с ним готовиться ко сну.
Дошкольники постарше могут устраивать целые сцены ревности, требовать власти или обладания – это все вполне соответствует возрасту и дошкольным кризисам: ребёнок отделяется от матери, хочет быть самостоятельным и взрослым, но при этом ещё начинает привыкать, что кроме него ещё кто-то есть. В таких случаях важно удовлетворять его потребности, но в меру: там, где он нарушает ваши границы, показывать, что он чего-то не может, что есть правила. Полезно не обращать внимания на крики и спокойно донести до ребёнка, что говорить вы будете только когда он перейдёт на обычную громкость, тогда крики быстро прекратятся.
А как успокоить ребёнка, который уже пошёл в школу? Тут начинается другой период, многие детские истерики и переживания связаны с оценками и отношениями с одноклассниками. Первое, что нужно сделать родителю, – проговорить его чувства, лучше начиная с таких слов, как “мне кажется, что ты..” или “наверное, тебе очень..”. Так вы дадите возможность понять, что с ним происходит и поддержите его. И чем чаще вы рассказываете ребёнку, какие бывают чувства и чем они отличаются друг от друга, тем лучше он будет понимать себя и других в будущем. Выслушайте его, попробуйте предложить ему какое-то решение или создайте решение вместе.
Если ребёнок в ярости и кричит, значит, он потерял контроль над собой, попробуйте помочь ему взять себя в руки, контролируйте его тело за него: возьмите за руки или обхватите, если это необходимо. И спокойно говорите, что отпустите тогда, когда он перестанет кричать. Важно выдержать обещание и не говорить с ним о ситуации, пока он в таком состоянии. Дайте ему время побыть одному, успокоиться, и только потом можно обсудить, что случилось.
Если в данной ситуации вам сложно держать себя в руках, не злиться на ребёнка или спокойно говорить, возьмите тайм-аут себе: дайте ребёнку что-то, чтобы он смог вылить чувства физически, например, стопку бумаги или огромную мягкую игрушку, уйдите в другую комнату, полежите или медленно ритмично подышите. Потом попробуйте сначала.
В вопросе как успокоить ребёнка, родителю важно помнить, что в этой ситуации именно он взрослый, владеющий саморегуляцией, и то, как вы будете вести себя, повлияет на дальнейшее поведение его чада.
Педагог-психолог Ковалева Елена Олеговна